Перед созданием сайта, SEO-оптимизацией и запуском рекламной компании следует знать, что именно ищет ваша целевая аудитория. Посмотреть количество запросов можно в сервисах Яндекса и Google, а также определить их частотность. Частотность показывает, целесообразно ли продвигаться по той или иной ключевой фразе, и поможет повысить эффективность поисковой оптимизации и рекламной кампании. Как узнать частотность запросов и проанализировать результаты?
Содержание
- 1 Зачем это нужно?
- 2 Как определить сколько раз в месяц искали ключевое слово в Яндексе?
- 3 Проверка статистики поисковых запросов в Google
- 4 Использование программ для сбора данных о частотности в потоковом режиме
- 5 Сервисы для онлайн-проверки частотности запроса
- 6 Оценка конкурентности для популярных запросов и почему ее нужно делать
- 7 Выводы
Зачем это нужно?
Изучение потребностей пользователей и анализ поисковых фраз в Яндексе нужно для:
- оптимизации сайта под поисковое продвижение;
- запуска рекламной кампании в Яндекс.Директ или Google Adwords.
Ключевые запросы нужны для SEO-оптимизации, чтобы составить структуру сайта и создать статьи под поисковое продвижение. Частотность фраз необходима, чтобы понять востребованность той или иной темы. Для высоко-, средне- и низкочастотных запросов подбираются разные стратегии продвижения.
Запуск рекламной кампании также основывается на ключевых фразах и их частоте, так как от этого зависит цена перехода. Важно сохранить баланс между релевантностью и конкурентностью, чтобы получать целевые переходы по оптимальной цене. Если выбрать только высокочастотные конкурентные фразы, то есть риск потратить весь бюджет на нецелевые переходы, а если сосредоточиться исключительно на низкочастотных запросах, то у кампании будет низкая эффективность.
Как определить сколько раз в месяц искали ключевое слово в Яндексе?
Для определения частотности ключевых фраз в Yandex предназначен Яндекс.Вордстат – сервис подбора слов.
Анализ поисковых запросов в Яндексе Wordstat
Яндекс.Вордстат имеет предельно простой и понятный интерфейс. Чтобы посмотреть частотность, достаточно написать фразу в соответствующем поле:
«Ремонт квартир» искали 1 174 842 раз в месяц. Это и есть базовая частотность.
То, что находится ниже и в колонке справа – это другие запросы пользователей, связанные с данной тематикой. Они нужны для сбора семантического ядра.
По умолчанию указана статистика показов на всех устройствах. При необходимости можно посмотреть, сколько раз этот запрос искали только с одного устройства, например, со смартфона:
Теперь частотность запроса «ремонт квартир» втрое меньше и составляет 293 474 показов. Аналогичным образом можно увидеть статистику только по десктопам или планшетам.
Существует несколько видов частотности слов:
- базовая;
- фразовая;
- точная.
Первое число, которое показал Вордстат — 1 174 842 – это базовая частота запроса «ремонт квартир». В это число включены любые словоформы, а также варианты данной фразы с дополнительными словами: купить, цена, под ключ, в новостройке.
Фразовая частота – это количество показов только по конкретной фразе. В данном случае учитываются все словоформы, включая падежи и окончания, но игнорируются любые дополнительные слова.
Чтобы узнать фразовую частоту, нужно выделить запрос кавычками:
На скриншоте выше видно, что фразовая частота «ремонт квартир» составляет 57373 показа. Она ниже базовой, так как дополнительные слова не учитывались.
Точная частота – это количество показов по конкретной поисковой фразе в указанной словоформе без учёта падежей и окончаний.
Чтобы узнать точную частоту запроса, надо выделить его кавычками и перед каждым словом поставить восклицательный знак:
В этом случае частотность закономерно снизилась – в точной форме её искали 45844 раза в месяц.
Операторы Вордстата
В Вордстате существует 5 операторов, с помощью которых быстрее и удобнее получать нужную информацию по запросам.
Оператор « + »
Знак плюса используется для учёта союзов, предлогов и повторяющихся слов. По умолчанию сервис такие слова опускает. Иногда это не критично, как в запросах «купить iPhone в Москве», из которого получится «купить iPhone Москва». Но иногда использование предлогов важно для смысла фразы. Например, «из руки в руки»:
Без оператора Яндекс Вордстат выводит частоту многих нерелевантных запросов. Частотность ключевой фразы вышла больше, чем на самом деле, ведь Яндекс не учёл предлоги и словоформы, а без них остаётся лишь слово «руки», для которого он и показал частоту.
Оператор « + » ставится перед каждым словом фразы.
Теперь Яндекс.Вордстат показывает все запросы, связанные с ресурсом «Из рук в руки», и их частотностность достоверна.
Оператор « — »
Знак минус помогает исключить лишние слова из запроса.
Теперь видна базовая частота, куда не включено слово «бесплатно». Это может быть актуально для коммерческих запросов.
Аналогичным образом прописывается сразу несколько слов. Для этого достаточно указать их друг за другом, поставив перед каждым знак минус.
Оператор « »
Оператор в виде кавычек используется для анализа фразовой частоты. Он покажет частоту в разных словоформах, но исключит все дополнительные слова.
Оператор « ! »
Восклицательный знак исключает все словоформы. Если использовать его вместе с кавычками, получится точная частота.
Без кавычек будет показана частота фразы именно в этой словоформе.
Операторы ( ) и |
Круглые скобки и вертикальный слэш обычно используются вместе. Круглые скобки отвечают за группировку слов, а вертикальный слэш разделяет их и является синонимом слова «или».
Такая формулировка интерпретируется как «купить футболку или от Adidas, или от Nike, или от Puma». То есть пользователя интересует любой из этих вариантов.
Оператор удобен при поиске однотипных ключевиков, чтобы последовательно не перечислять все варианты.
Оператор [ ]
Квадратные скобки фиксируют порядок слов, и частотность определяется для фразы со словами в указанном порядке, но в разных словоформах.
Оператор [! ]
Совмещение квадратных скобок и восклицательного знака закрепляет порядок слов и словоформу ключевой фразы. Использование этого оператора покажет точную частоту.
Секретные команды
У Яндекса есть ограничение – он показывает запросы до 41 страницы, хотя на самом деле фраз может быть больше.
Но существуют способы обойти это ограничение.
Способ №1 – смотреть разные регионы
В зависимости от региона, список запросов может отличаться. Чтобы собрать всю семантику, переключайтесь между регионами, ведь в каждом из них фразы будут немного отличаться. Например, после просмотра всех страниц по Москве, выберите Санкт-Петербург, затем Екатеринбург и так далее.
Способ №2 – склеивание повторяющихся слов
Еще одна особенность – игнорирование двух одинаковых слов. Например, если написать «двери двери», то сервис воспримет этот запрос как «двери + любое слово»:
Но если выделить эту фразу кавычками, тогда Яндекс будет показывать только двухсловные поисковые фразы:
Аналогичным образом можно искать трех-, четырех-, пятисловные запросы. Достаточно просто написать одно и то же слово 3, 4 или 5 раз соответственно:
Рекомендации и советы
В Вордстате существует возможность смотреть статистику запросов по определенному региону. Для этого нужно нажать на «Все регионы», после чего выбрать нужную страну, область и город.
Также можно воспользоваться блоком «Быстрый выбор» справа. Там указаны наиболее популярные регионы, возможно, один из них нужен вам. После того, как сделаете выбор, Яндекс покажет, сколько раз фразу искали пользователи конкретного региона. В примере – из Москвы и МО:
Этот инструмент пригодится при региональном поисковом продвижении и при запуске рекламы в определённом регионе.
Первая колонка – с частотностью, вторая – с региональной популярностью.
Например, в Челябинске региональная популярность составляет 192% – это значит, что спрос есть. А в Екатеринбурге популярность 88%, значит, на пользователей этого региона акцент лучше не делать. Грубо говоря, любая популярность меньше 100% — низкая.
При переключении на вкладку «Регионы» или «Города» будет показана статистика в разрезе всех городов.
Здесь же можно посмотреть карту, на которой отмечены основные регионы, где ищут запрос, и указан уровень популярности в каждом из них.
Также существует вкладка «История запросов»:
С помощью истории хороша видна сезонность. Например, спрос на футболки Adidas начинает расти в мае и в июле достигает пика. Поэтому именно в июле, когда спрос на товар большой, стоит запускать рекламные кампании, придумывать акции и делать скидки.
Чтобы не вводить все запросы вручную, что может отнять много времени, можно воспользоваться расширением для Chrome Yandex Wordstat Assistant. Это бесплатный инструмент, способный значительно ускорить работу с Вордстат. Он позволяет сортировать запросы по частотности, алфавиту, копировать их, проверять на дубли и автоматически удалять знак плюса.
Проверка статистики поисковых запросов в Google
Проверить частотность можно и в Google через планировщик ключевых слов — Google Keyword Planner.
У Google нет прямого аналога Вордстата, поэтому частотность можно посмотреть лишь через настройку рекламной кампании. В остальном принцип работы такой же.
Помимо списка запросов и их частотности, Гугл показывает уровень конкуренции и диапазон ставок для рекламы в Google Adwords. Если в Яндексе нужно сначала посмотреть частотность в Вордстате, а затем стоимость клика в Яндекс.Директе, то здесь все отображается в одной таблице. Минус лишь в том, что точное значение ставки вы узнаете только после запуска кампании.
Любую колонку в таблице можно отсортировать по возрастанию или по убыванию, а если навести курсором на ее название – появится небольшое окошко, в котором написано, что показывает данный параметр.
Также у Гугла есть сервис – Google Trends ^(https://trends.google.com/trends/?geo=RU). Он показывает, что ищут пользователи со всего мира и динамику популярности тем.
Например, на этом графике видно, что в декабре 2017 года спрос на ремонт квартир упал до минимальной отметки. Возможно, люди не хотели начинать ремонт перед Новым годом. После этого динамика становится положительной.
Здесь также можно посмотреть распределение по регионам и увидеть похожие ключевые фразы.
Как и в Яндекс.Вордстате здесь можно увидеть информацию по регионам и историю запросов, но у Гугла эти данные разделены между Google Trends и Google Keyword Planner.
Использование программ для сбора данных о частотности в потоковом режиме
При регулярном сборе семантики и анализе частотности делать это вручную неудобно и достаточно долго. Потому для автоматизации работы лучше использовать специальные программы.
Программа Key Collector
Key Collector – это наиболее популярный софт для сбора семантики. Программа платная, но, в отличие от онлайн-сервисов, оплачивается один раз. Для сбора статистики дополнительно понадобятся XML-лимиты.
Кей Коллектор умеет парсить данные из Яндекс.Директа и Вордстата. Это ускоряет процесс сбора семантики и упрощает процесс, так как выгружается сразу базовая и точная частотность. Помимо частотности Кей Коллектор также может собрать подсказки, сниппеты и статистику из социальных сетей.
Программа Словоеб
Словоеб — бесплатный аналог Key Collector. Программа парсит запросы из Яндекс Вордстата, но имеет ограниченный функционал. Сюда можно скопировать собранную ранее семантику или выгрузить данные для работы в другой программе.
Сервисы для онлайн-проверки частотности запроса
Частотность можно узнать и через онлайн-сервисы. Лучшие из них:
- Ahrefs. Многофункциональный сервис, к возможностям которого относится и проверка частотности. Минимальный месячный тариф составляет $99.
- SpySerp. Сервис заточен под снятие позиций сайта, но есть и функция проверки частотности по Вордстату. Стоимость – 14-45 рублей за 1000 проверок.
- Мутаген. Онлайн-сервис, который ориентирован на парсинг запросов из Яндекс.Вордстата и Яндекс.Директ. Стоимость проверки одного запроса – 2 копейки, а повторные проверки в течение недели – бесплатны. За минуту сервис проверяет до 300 ключевых фраз.
Существуют и другие сервисы: SEOLib, Rush Analytics, Serpstat и пр.
Оценка конкурентности для популярных запросов и почему ее нужно делать
Помимо частотности запросов важно оценить и их конкурентность. Высокочастотные фразы не обязательно будут высококонкурентными, а среднечастотные — не всегда низкоконкурентные. От конкурентности зависит успешность продвижения. Запросы бывают:
- высококонкурентные;
- среднеконкурентные;
- низкоконкурентные.
На продвижение по низко- и среднеконкурентным запросам требуется максимум 3-6 месяца, в то время как раскрутка сайта только по высококонкурентным фразам займёт не меньше года, при этом результат не гарантирован. Обычно ТОП поисковой выдачи по таким запросам занимают лидеры с высоким трастом, большим количеством качественного материала и широким ассортиментом. Даже с большим количеством усилий, не всегда есть шанс занять их место.
В рекламе чем выше конкурентность, тем дороже стоимость перехода. Лидеры ниши завышают ставку, чтобы получать гарантированные показы, и конкурировать с ними — не самое оптимальное решение.
При выборе средне- и низкоконкурентных запросов результат от поискового продвижения появится раньше. Стоимость клика в рекламной кампании будет ниже, что позволит её расширить, и в итоге получать больше заказов.
Оценить конкурентность в Яндексе можно с помощью Мутагена. Также он показывает частотность и стоимость клика в Директе. Мутаген встроен в Key Collector и Словоеб.
Чтобы узнать конкурентность запроса в Google, необходимо воспользоваться Keyword Planner, где помимо частотности, можно увидеть и конкурентность.
Выводы
Перед поисковым продвижением и настройкой рекламной кампании важно оценить частотность и конкурентность запросов. Для быстрой проверки это можно сделать вручную, используя специальные параметры и операторы. Для комплексного анализа понадобятся специальные программы и сервисы. От грамотного подбора семантики с учётом её частотности и уровня конкуренции зависит успешность SEO-продвижения и эффективность рекламы в Яндекс.Директе и Google Adwords.