Структура — это фундамент любого сайта. От неё зависит SEO-продвижение и простота навигации для пользователя. Составление структуры — это ответственный процесс, который влияет на дальнейшую разработку, дизайн и наполнение сайта. Именно поэтому её лучше продумать до его создания.
Содержание
Что такое структура сайта и в чем ее важность?
Структура показывает связь страниц относительно друг друга. Визуально её можно представить в виде блок-схемы:
Внутренняя структура представляет собой содержание сайта с категориями и разделами. Внешняя — это порядок расположения блоков на одной странице. Именно внутреннюю называют структурой сайта.
Вид структуры напрямую зависит от типа проекта. У сайта-визитки она предельно простая: главная страница с ссылками на основные разделы (например, «Услуги», «Портфолио», «Прайс-лист»). У крупного интернет-магазина это множество категорий, разделов и товарных карточек.
Зачем нужна качественная структура? Во-первых, для быстрой индексации роботами. Если сайт имеет понятную иерархию, он быстро сканируется роботом, и его страницы могут попасть в индекс уже на следующий день.
Во-вторых, структура влияет на юзабилити. Если она основана на семантическом ядре, то она понятна и удобна для пользователей, с ней проще найти нужный раздел или отсортировать товары. Хорошее юзабилити в свою очередь положительно влияет на поведенческие факторы и, соответственно, на позиции сайта в выдаче.
В-третьих, если разделы и фильтры созданы на основе ключевых запросов, это создаст качественный ссылочный профиль.
Подготовка полной и качественной структуры может отнять много времени и сил, однако такой подход всегда себя оправдывает. Перерабатывать её можно, но намного сложнее, чем сделать заранее.
Виды
Вид структуры подбирается исходя из тематики и особенностей веб-ресурса.
Иерархическая
Иерархическая структура — это самая простая для понимания поисковиками и пользователями схема. Чаще всего используется в интернет-магазинах, где главная ссылается на разделы, разделы — на подразделы, подразделы — на товарные карточки.
На схеме представлено три уровня вложенности. Количество категорий и подкатегорий может отличаться, но принцип иерархии будет таким же.
Организационная
Организационная структура создается с учетом специфики деятельности организации. Они могут быть не совсем привычны для пользователей, зато хорошо отвечают задачам компании.
Примеры:
- Алфавитная. Все рубрики размещаются в алфавитном порядке. Чаще всего используется при создании словарей, каталогов и справочников.
- Хронологическая. Широко используется на новостных порталах, где все публикации привязаны к дате. Облегчает пользователю поиск информации за нужный период.
- Географическая. Разделы отсортированы по местоположению, что может быть полезно для тематик с географической привязкой.
- Тематическая. Категории здесь отсортированы по тематике. Часто используется интернет-магазинам и крупными инфопорталами.
Кроме того существует гибридная организационная структура, которая сочетает в себе сразу несколько харктеристик. Создаётся, чтобы наиболее полно решить потребности пользователя.
Линейная
Линейная — это самая простая структура, где каждая следующая страница ссылается на предыдущую. С каждой из них пользователь может перейти только на 1 страницу вперёд или назад. В чистом виде она встречается только на простых сайтах-визитках или портфолио.
Древовидная
Древовидная — наиболее универсальная структура. Для каждого направления деятельности компании создается своя ветка, которая далее разветвляется на отдельную категорию и товар.
В такой структуре страница ссылается на множество других страниц. Корректную перелинковку можно настроить с помощью хлебных крошек, меню, блока «Похожие товары» или «Похожие статьи». С её помощью можно регулировать распределение ссылочного веса и продвигать нужные товары, статьи или разделы.
Одностраничный сайт
Для лендингов используется линейная структура с одной особенностью — все разделы находятся на одной странице. Логически связанные блоки идут по порядку, что сделано для побуждения пользователя к нужному действию.
Требования к структуре сайта
Некоторые требования к структурам прописаны поисковыми системами.
Требования Яндекса
Список требований Яндекса и его основные пункты:
- Чёткость и ясность. Например, документ закрепляется за определенной категорией, и на него должна ссылаться как минимум одна страница.
- Обязательное наличие карты сайта. Она нужна для ускорения индексации.
- Ограничение индексации служебных данных (например, скриптов). Запрет индексации осуществляется через robots.txt.
- Отсутствие дублей.
- Использование понятного формата URL. ЧПУ лучше всего подходит как для роботов, так и для пользователей.
- Текстовые ссылки на разделы (а не изображения или иконки). Так роботу проще сканировать и понимать содержимое страницы. Это также полезно для ссылочного массива, в котором будут упомянуты ключевые запросы.
- Корректность symlink-ов. На площадке не должно быть цикличных страниц с множеством повторений (типа website.info/catalog/catalog/catalog).
Требования Google
У Google список требований меньше:
- простота;
- использование слов вместо идентификаторов;
- использование дефисов в URL (вместо нижних подчёркиваний);
- лаконичные и понятные URL (нельзя злоупотреблять длинными и запутанными ссылками).
Как правильно составить структуру сайта
Чтобы создать качественную структуру для сайта, нужно выполнить следующие шаги:
- Анализ конкурентов
Первый шаг — это анализ сайтов из ТОПа поисковой выдачи по интересующим запросам. Сайты-лидеры в вашей сфере скорее всего уже проделали большую часть работы, исправили возможные ошибки и составили оптимальную структуру — иначе бы они не были в топе. Адаптировать её легче, чем делать с нуля.
Чтобы увидеть структуру конкурентов, спарсите их сайт с помощью специальной программы, например, Screaming Frog. Сортировка по URL позволит увидеть разделы и категории с дочерними страницами.
Не забывайте оценить, все ли разделы конкурентов подходят вашему сайту, не будет ли пустых категорий или наоборот переизбытка товаров в разделе. При адаптации нужно отталкиваться от собственного ассортиментного перечня или содержания. - Выгрузка семантики. Выберите 10 сайтов-лидеров в выдаче по вашим ключевым запросам. Выгрузите их семантику из Букварикса. Затем выберите общие для двух доменов ключи и первые 10000 фраз, отсортированные по точной частоте. Они будут использоваться в дальнейшем.
- Кластеризация запросов и добавление пунктов, которых не было у конкурентов.
- Расширение разделов с помощью масок. Например, добавление коммерческих слов «купить», «заказать».
- Повторная кластеризация получившегося ядра.
Главным преимуществом структуры, основанной на семантике, является то, что сайт будет хорошо ранжироваться по ключевым запросам и в то же время лучше всего отвечать потребностям пользователей.
Как сделать структуру в Excel
После того, как у вас есть запросы и готовые кластеры, работу с ними удобнее продолжить в Excel.
Разделите получившиеся запросы или кластеры на логичные разделы, которые бы лучше всего соотвествовали вашему ассортименту. Также ориентируйтесь на частоту запросов. Например, продукцию можно разделить по функциям и внешнему виду.
С помощью такой разбивки на группы вы получите чёткую иерархию сайта и возможные варианты для создания меню и других блоков (например, «Похожие товары»). То, что не попало в разделы, можно вынести в фильтры и теги для сортировки продукции (например, «белые диваны»).
Как правильно распределить запросы по страницам
Когда у вас есть семантическое ядро с готовыми кластерами, остаётся распределить запросы по страницам.
- Главная. Для главной выберите кластер с высокочастотными общими запросами, например, «интернет-магазин обуви» или «центр по сертификации».
- Разделы и подразделы. Для разделов и категорий подойдут кластеры со среднечастотными запросами, например, «холодильники Samsung», «микроволновые печи в Москве».
- Товарные карточки. Для товаров выбираются кластеры с конкретными запросами, часто низкочастотными, например, «купить ноутбук Lenovo 8 Gb недорого Москва».
- Блог. Обычно блог создаётся для охвата широких информационных запросов, например «обзор iPhone X» или «какой смартфон выбрать». Если это раздел на коммерческом сайте, то инфо-запросы приведут широкую аудиторию, которую можно перенаправить уже на коммерческие страницы.
При распределение запросов по страницам учитывайте несколько моментов:
- одна страница продвигается только под один кластер, иначе возникнут смысловые дубли, которые будут плохо ранжироваться;
- необходимо правильно определить интент запроса, от чего зависит нужна ли под него коммерческая или инфо-страница. Например, интент у запросов «установка окон» и «монтаж окон» будет разным, так как в первом случае человек хочет заказать услугу, а во втором – найти инструкцию, как выполнить эту работу своими руками;
- одну страницу нельзя продвигать одновременно по коммерческим и инфо-запросам.
Расставление приоритетов в навигации
Стандартное распределение приоритетов выглядит следующим образом:
- главная – высокий;
- разделы – средний;
- подразделы – ниже среднего;
- служебные разделы (о нас, доставка, оплата) – низкий.
Также следует отталкиваться от ассортимента компании. Например, интернет-магазин является официальным представителем бренда, у которого закупает продукцию на выгодных условиях. В таком случае данный подраздел должен идти первым в списке, а после него – модели от остальных производителей.
Программы для построения структуры сайта
Построить структуру сайта можно в любой программе, поддерживающей работу с блок-схемами и диаграммами. Наиболее удобные из них:
- X-Mind. Бесплатный софт с широким функционалом, позволяющий создавать большие блок-схемы. Прост в использовании, поддерживает любые операционные системы.
- Draw.io. Бесплатный сервис, для работы требуется лишь наличие Google почты. Имеет более расширенный функционал, чем X-Mind. Поддерживает возможность выгрузки конечного результата на ПК или Google Диск.
- Microsoft Visio. Гибкая в настройках программа, которая входит в пакет Microsoft Office. Подойдет для построения структур любого уровня сложности. Также имеет онлайн интерфейс.
Какие разделы должны быть на каждом сайте?
Вне зависимости от типа сайта на нем обязательно должны быть определенные страницы:
- Главная. То как выглядит главная страница важно для любой площадки, ведь она сильнее всего формирует мнение о сайте. Обычно здесь публикуются ссылки на важные страницы, информация о фирме, последние новости и пр. В онлайн-магазинах на главной размещены ссылки на популярные разделы и товары.
- Новости или лента постов. Любой часто обновляемый раздел, который зависит от темы вашего портала. Это могут быть новости компании, интересные предложения или же новые записи в блоге.
- Статьи. Информационные статьи на различные темы, которые охватывают инфо-запросы.
- FAQ. Чтобы закрыть все потребности и ответить на его вопросы, создаётся раздел с ответами на часто задаваемые вопросы.
- Контакты. Для коммерческих сайтов необходимо указать контакты — это важно и для поисковиков, и для пользователей. Для информационных сайтов нужен раздел «О проекте».
Наличие других страниц зависит от тематики сайта.
Вывод
Структура сайта – один из самых важных критериев успешного SEO-продвижения. Поэтому важно уделить внимание её составлению, желательно до начала работы с сайтом. Изучите решения конкурентов, подготовьте семантику, кластеризуйте запросы и расставьте приоритеты. После этого создать нужные разделы и наполнить сайт будет легче.