В первую очередь стоит сказать, кем был написан этот бестселлер. Книга была написана двумя основателями компании 37signals сервисами, которой пользуются более 3 миллионов человек по всему миру. На их блог Signal vs. Noise ^(https://signalvnoise.com/) подписано 140 000 человек. Это настоящие предприниматели-практики. После прочтения “ReWork” я перестал делать много не нужных дел.
Сказу сразу: книга отличная. По мере чтения “ReWork” я делал заметки в своем блокноте, я не думал, что наберется столько выписок из книги, но практически на каждой странице я находил что-то интересное для себя. Чтобы структурировать информацию для себя и поделиться ею с вами, я решил выложить выписки из книги на блоге, вместе со своими мыслями.
Содержание
Отбрось все лишнее
Книга изобилует историями настоящих компаний. Если авторы дают совет “убирать все лишнее”, то здесь же рассказывают историю о том, как работает один из рестораторов, убирая из меню ресторана все лишнее, оставляя только самые лучшие блюда. Допустим изначально в меню было 40 блюд, на каждое блюдо требуется определенные продукты, место для их хранения, рецепты и т.д. Посетитель приходит в ресторан и теряется в блюдах, в итоге выбирает не самое вкусное блюдо и конечно остается недоволен, оставляя негативное мнение о кухне ресторана, которым он в будущем поделится со своими друзьями. Действуя по принципу “убирать все лишнее”, можно избавиться от не самых лучших блюд, сократив расходы на хранение и закупку необходимых продуктов для приготовления не самых вкусных блюд. Оставляя в меню только самое лучшее, увеличивается вероятность того, что клиент закажет вкусное блюдо и останется доволен.
Маленькие компании лучше больших, потому что чем легче лодка, тем проще ей менять курс. Не пытайтесь сделать свою компанию больше. Если работник уволился, не торопитесь найти ему замену. Вполне возможно, вы прекрасно сможете обойтись и без него. Чем больше компания, тем больше выдуманных должностей. Чтобы работники были заняты, придумываются не нужные проекты, которые отнимают время и требуют денежный вложений. В конце концов, ваше внимание просто рассеивается и вы не можете сконцентрироваться на действительно важных вещах.
Бейте в эпицентр! Прежде чем что-то сделать, задайте себе простой вопрос “Если это убрать, то будет ли существовать мой продукт?”.
Игнорируйте детали на ранних стадиях
Не стоит задаваться вопросом, какая плитка будет в еще строящемся доме. Идите от большого к малому. Это очень хороший совет, используя только его, можно избавиться от огромного количества не нужной работы и сконцентрироваться действительно на важных вещах. Например, я сейчас делаю музыкальный сайт и для меня сейчас главное – это выйти в TOP5 по нужным запросам. Вчера я увидел на одном из музыкальных сайтах, каталог исполнителей по алфавиту и загорелся желанием сделать такое же выпадающее меню, оказалось, что для того чтобы сделать такое меню, мне нужно менять дизайн, т.к. такое меню просто не впишется в существующий дизайн. Я совсем забыл про главную цель – выйти в TOP5. Эти все рюшечки не нужны на начальном этапе, когда посещаемость сайта всего 100 посетителей в сутки, и я отбросил эту затею. Но если бы я решил все таки делать это меню, я бы убил ни один день на поиск шаблона и “работу напильником” чтобы получить меню, которое бы не дало мне ничего. Не придумывайте себе лишние задачи.
В меню неудачных ресторанов слишком много блюд. Их владельцы почему-то считают, что наличие любого из существующих на свете блюд усилит привлекательность ресторана. Напротив, количество только способствует тому, что качество большинства блюд будет оставлять желать лучшего (а складские запасы станут постоянной головной болью). стр. 69
Это настолько классный совет, что я подумываю сделать себе надпись над рабочим местом “Убирай лишнее”, потому что это действительно важно. Сколько было похоронено проектов, которые пытались совместить в себе все, что возможно, в итоге пользователь просто запутывался в функционале. Посмотрите на Twitter, он делает то, что должен делать – быстро высказать свое мнение без всяких излишеств и сейчас, когда он начинает расширять свой функционал, многие пользователи начинают жаловаться на это. Они любили его именно из-за минимализма и простоты. У iPh
one нет даже Bluetooth, но это не помешало Apple продать 50 миллионов iPhone. Идеи должны быть просты и понятны. Чем большему количеству людей будет понятно, зачем им нужен ваш продукт, тем больше денег вы сможете заработать. Люди любят простоту. Почитайте на досуге “Джон Маэда — Законы Простоты”. Если лень читать, то скачайте аудиокнигу.
Рисуйте макет сайта толстым маркером
Это прием поможет избавить вас от лишних деталей на раннем этапе. Когда уже будет ясна структура сайта, только тогда начинайте более четко обрисовывать черты будущего сайта. Если рисовать макет, например ручкой, то вы будете слишком много обращать внимание на толщину линий.
Например, сейчас у меня на profreelancing.ru ^(https://profreelancing.ru/) стоит бесплатный шаблон. Раз пять мне писали, чтобы я сменил дизайн. Но зачем? Можно вообще заказать индивидуальный дизайн за $300, но опять же, зачем? Если проект будет не удачным (сейчас только на контент потрачено около 20 тыс.рублей), то получится, что я $300 выкинул на ветер.
Продавать не TOP500 компаниям, а TOP500.000
Если вы молодая компания, то не стоит рассчитывать на клиентов из TOP500 компаний. Они слишком привередливы и могут просто не захотеть сотрудничать с вами. Вам придется прыгать выше головы. Стоимость вашей работы будет безусловно выше, по сравнению, если вы хотите продавать TOPБесконечность, но т.к. компаний из TOP500 слишком привередливы, вам придется выполнять работу на 10+ из 5+ возможных, и в итоге вы можете потерять клиента из-за более опытного и известного конкурента. Я хочу сказать, что если вы молодая компания, то начинать сразу с сайтов по 1 млн. рублей за дизайн не стоит. Не стоит работать по этому принципу также и потому что вы будете слишком зависит от каждого клиента, т.к. он хоть и будет приносить дохода больше, чем 100 мелких, но его уход к конкуренту может принести серьезный удар вашей фирме. Особенно это подходит для веб-проектов.
Не считайте своих клиентов идиотами
Задайте себе вопрос “Пользовался бы я своим продуктом?”, если ответ будет отрицательным, то почему вы рассчитываете, что им будут пользоваться другие люди? Потому что вы считаете их идиотами? Это не самая лучшая мысль с которой стоит начинать строить свой бизнес.
Переименуйте свой “бизнес-план” в “бизнес-догадки”, чтобы не воспринимать его так серьезно. Писать “бизнес-план”, когда бизнесу еще нет и 1 месяца – глупо, т.к. все может пойти хуже или лучше, чем вы рассчитывали. План без опоры на реальность – самое худшее, что может быть.
Трудоголизм
Наша культура поощряет идею о трудоголиках. То и дело мы слышим о людях, работающих по ночам. Они в свою очередь, поощряют “ночное бдение” и спят в офисе. Считается, что нужно награждать медалью “За отвагу” тех, кто убивает себя на проекте.
Такой трудоголизм не только обязателен, он глуп. Работать больше не значит больше заботиться об успехе бизнеса или больше выполнять. Во-первых, подобный стиль работы не может быть стабильным долгое время. И когда человек “перегорит”, а это обязательно случится, последствия будут очень серьезными. Трудоголики пытаются решать проблемы посвящая им больше времени. Они хотят компенсировать интеллектуальную лень грубой силой.
Нужно работать не больше, а лучше! Если мне не изменяет память, то еще Дейл Карнеги говорил, что умственный труд не может вызывать усталость или скуку.
У трудоголиков мазохистское чувство гордости. Они даже хвастаются, насколько устали. Но хвастаться здесь нечем. Работать в ущерб сну – плохая идея.
«Здесь мерилом работы считают усталость» поет группа Наутилус. Выбросите этот бред об усталости от работы, т.к. умственная работа не может вызывать усталость.
Инновации
Не нужно инноваций – просто делайте что-то лучше, чем остальные. Копируйте с запада! Инновации нужны когда исчерпан потенциал существующего, а в РФ он еще не скоро исчерпается. То, что для России инновации, для США уже привычное дело. Зачем придумывать велосипед?
Со мной в университете учился студент, который считал себя, наверное, гением. Вместо того чтобы решить задачу способом описанном в учебнике, он пытался придумать свой способ. В итоге у него не было никакого решения. Сначала реши, как сказано в учебнике, а потом решай своим методом сколько хочешь. Люди в РФ кричащие об инновациях, и которые кричат, что не надо копировать с запада, напоминают мне этого несчастного студента, не признанного гения, который вместо того чтобы воспользоваться готовым продуктом, пытаются придумать что-то инновационное.
Делайте, копируйте, а если придет гениальная идея в вашу голову – сделайте ее, но не ждите ее… Занимайтесь обычными делами.
Откладывание идеи – попытка спастись от провала. Это теплая, греющая душу мысль о том, что если вы захотите, то реализуете идею и станете миллионерами.
Мастера игры на гитаре говорят: “Звучание – на кончиках ваших пальцев”. Вы можете купить такую же гитару, педали эффектов и усилитель, что и у Эдди Халена. Но когда вы начинаете играть, у вас все равно будет свое собственное звучание. стр. 73
Ешьте слона по кусочкам
- Одерживать маленькие победы идя к большой цели. стр 93
- Разбивать один 12 недельный проект на 12 однонедельных.
- Составляйте короткие списки задач. стр 100
- Принимайте маленькие решения. Их проще изменить, если они оказались не верными.
- Перестаньте думать о том, что будет работать – выясните это на практике.
- Окупаемость бизнеса в среднем 5 лет.
В самом начале написания поста, я хотел написать свое мнение о каждом пункте, но сейчас понимаю, что это займет слишком много времени. Слишком много хотел сказать. Поэтому остальное будет в виде обычного списка (советую прочитать весь список):
- Вы не можете вершить важные дела в режиме “Старт-остановка, старт-остановка”. стр. 86
- Если ты не выполнил задачу в срок, то начинаешь думать, что тебе это не под силу, и ты бросаешь это дело. А возможно требовалось еще немного усилий и времени и у тебя бы все получилось. стр. 98
- Вместо фокусировки на конкурентах сфокусируйтесь на себе. Смотря на конкурентов, вы не сделаете свой проект лучше. Вы всегда будете догонять. стр. 115
- Если вы планируете создать “убийцу iPod” – вы уже мертвы. стр. 115
- Если бы я слушал своих клиентов, мне бы пришлось дать им более быструю лошадь. Генри Форд
- “Я думаю, он (товар или сервис ) вам понравится, потому что он нравится мне” – вот лучшая рекомендация, которую клиент может услышать от сотрудника компании. стр. 118
- Сделайте все, чтобы большему числу людей было легко начать пользоваться вашим сервисом. стр. 119
- Будь в тени! стр. 126
- Ваши конкуренты занимаются тем же что и вы. стр. 129
- Обучайте! стр. 131.
- Медленный и продуктивный рост. стр. 143
- Все решения временны. стр. 175
- Относясь к сотруднику как к детям, вы получите сделанную по-детски работу. стр. 178
- Любое действие сотрудника требующие одобрение начальства – порождает бездумье. стр. 178
- Лучше потерять возможного клиента, чем уже существующего.
Пост получился немного сумбурным, извините. Слишком много хотелось сказать, но увы так и не сделал то, что хотел, т.к. на это потребовалось бы слишком много времени.
Книга действительно очень интересная и хорошо промывает мозги. Покупайте – не пожалеете.